Главная » Статьи » Христианский социализм » Христианский социализм |
Хозяйственный строй Крестовоздвиженского Трудового Братства Сомин Н.В. Немного истории В последнее время деятельность Православного Крестовоздвиженского Трудового Братства все более привлекает к себе внимание историков. Это и не удивительно – жизнь Братства столь необычна, что невольно напрашивается определение «реализованная утопия». В данной работе основное внимание уделяется экономическо-организационной стороне деятельности Братства. Но предварительно имеет смысл напомнить основные вехи, связанные с историей этой общины[1].
Основателем
Крестовоздвиженского Братства является Николай Николаевич Неплюев (1851-1908),
утонченный аристократ, представитель богатой дворянской семьи. Его отец Николай
Иванович Неплюев, тайный советник, предводитель дворянства Черниговской
губернии, владел несколькими обширными
поместьями, причем не только на
Черниговщине, но и в других местах России. Н.Н. Неплюев в
В
После
трудных лет первой русской революции, Неплюев приходит к убеждению, что дело
Братства должно быть распространено на всю Россию – иначе груз нерешенных социальных проблем приведен страну к катастрофе. И Неплюев
начинает деятельность по созданию Всероссийского братства, под которым он
понимал сеть трудовых христианских общин по всей России. Однако попытки
организации такого Всероссийского братства в Киеве (1906) и Петербурге (1907)
потерпели неудачу. В Петербурге Неплюев тяжело заболевает, и после возвращения
в Воздвиженск умирает 1 января
Смерть
Н.Н. Неплюева стала тяжелой потерей для дела Братства. Однако Братство
выстояло. Новым блюстителем была выбрана сестра Неплюева Мария Николаевна
Уманец, которая мудро повела Братство дальше. Оно пережило первую мировую войну
и октябрьскую революцию. В 1919г. оно было переименовано в «Первую украинскую
советскую коммуну», сохраняя свой внутренний христианский и хозяйственный
строй. Но трудности нарастали. В Цели и задачи Братства Сам Неплюев квалифицирует Братство как «производительную и потребительную братскую артель, объединяющую в себе все роды благотворительности в форме самопомощи»[2]. Однако эта безусловно правильная формула требует расшифровки. Обсуждая цели, преследуемые созданием Крестовоздвиженского Трудового Братства, Неплюев писал: «Главная цель Братства - осуществить христианство в несравненно большей степени, чем оно осуществляется в окружающей жизни, основать отношения и труд на единой христианской основе братолюбия»[3]. Отсюда видно, что цели Братства – не производственные, и даже не социальные, а религиозные. Неплюев отмечал «новость самой постановки дела труда в христианском Трудовом Братстве, где труд и экономические его результаты не могут служить конечной целью, не могут иметь самодовлеющего значения, а должны подчиняться конечным целям духовного блага и торжества братолюбия»[4]. Однако, трудовая деятельность как по отдаваемому ей времени, так и по затраченным усилиям является ведущей в жизни человека. А потому для задачи осуществления в этом жестоком мире христианской любви, братолюбия далеко не безразлично, каким образом будет организован труд и какими будут социально-производственные отношения между членами Братства. Если они будут нехристианскими, то говорить об «осуществлении христианства в несравненно большей степени» не приходится. И наоборот, устроение трудовой сферы в соответствии с традициями и духом христианства явится прочной основой для возрастания братолюбия. Хорошо понимая это, Неплюев придавал первейшее значение организации трудовых отношений в Братстве. Но каковы подлинно христианские основы трудовой деятельности? Оценивая реальную действительность, Неплюев писал: «Чем более я жил и знакомился с жизнью, тем более я убеждался, что подавляющее большинство людей не умеет ил не желает ни думать, ни чувствовать, ни жить по христиански. Чем более я любил и понимал вечную истину правды воли Божией, тем менее я был способен мириться с тем, что было с нею несогласно в окружающей жизни (...) С каждым днем умножались для меня доказательства того, что я имею дело не с учениками Христа Спасителя, а с людьми, систематически изменяющими Ему всем складом ума и симпатий своих, всем строем жизни и устоявшихся взаимных отношений»[5]. И прежде всего этот нехристианский «строй жизни» выражается в индивидуалистическом способе производства, основанном на частной собственности. Исправить эту ситуацию, по мнению Неплюева. можно путем обращения к опыту первых христиан. Неплюев пишет: "Мне нечего было продумывать форму жизни, наиболее соответствующую вере и пониманию жизни верующего христианина. Св. Апостолы... научили нас тому примером братских общин, этой единственной форме социального строя, вполне соответствующей братской любви"[6]. Но хорошо известно, что в апостольской Иерусалимской общине была введена общность имуществ, о чем повествуют Деяния Апостольские (Деян.2,44-45; 4, 32-36). Неплюев указывает, что подобные общины служат «не менее необходимыми и в настоящее время убежищами для кротких»[7], но с одним дополнением – такие общины должны быть не только коммунами, но и трудовыми братствами, в которых организован эффективная производственная деятельность. Неплюев считает, что такое трудовое братство – выход не только для бедного, но и для богатого христианина, для которого «Трудовое Братство (...) единственная возможность для него помириться с своим богатством и не страдать ежечасно сознанием эгоистического благополучия среди моря скорби и грязи окружающей жизни»[8]. Таким образом, вокруг дела христианских трудовых братств могут сплотиться все слои русского общества. Что же касается «всех родов благотворительности», то под этим Неплюев понимает братские отношения внутри Братства, когда люди жертвуют своими интересами ради общего дела. В то же время благотворительность Братства вовне была сильно ограничена. Неплюев считал, что помощь людям, не разделяющим идей Братства, является пустой тратой средств, «бессистемной благотворительностью». Эта его позиция не раз подвергалась резкой критике и отталкивала от Братства многих ревностных христиан. Организация и финансирование трудовой деятельности
В
Кроме того, в Уставе был оговорен ряд финансово-правовых вопросов, во многом определявших социальный климат Братства. Отметим следующие пункты. «28. Чистый доход Братства распределятся так: а) 20% отчисляются ежегодно в Основной и Запасной Капитал по 10% в каждый. б) Остаток чистого дохода разделяется поровну между всеми полноправными и приемными братьями, но не выдаются им на руки, а записываются на их личные счета (…) 31. Все суммы, записанные на личные счета, до выхода члена братства добровольного или принудительного, не поступают в его бесконтрольное распоряжение, а могут быть ими расходуемы только с согласия простого большинства наличных членов Думы. Примеч.1. При выходе из Братства выходящий получает в полную собственность всю причитающуюся на его долю сумму, за вычетом денег, взятых им с согласия Думы во время пребывания в Братстве [9]». По мысли Неплюева, достижению основной цели – возрастанию духовной жизни - способствует то, что доходы всех членов Братства, независимо от их положения и профессии, распределяются строго поровну. При вступлении в Братство вся личная собственность отдавалась в общее распоряжение. Все имущество Братства считалось коллективным, и только в случае упразднения Братства все имущество распределяется между полноправными членами поровну. Братство полностью обеспечивало каждого своего члена бесплатными питанием, медицинским обслуживанием, жильем, образованием и призрением по старости. Личное же потребление (одежда и пр.) было ограничено планкой 100-150 руб. а год. Неплюев говорил, что наш идеал – это завет «опрятной, здоровой и изящной простоты»[10]. Однако за каждым братчиком оставлялась свобода покинуть Братство, а потому для того, чтобы начать жизнь «в миру», оставляющий Братство получал с личного счета все заработанное им. Для осуществления хозяйственного руководства Дума избирает Хозяйственный совет. В него могли входить как полноправные, так и приемные братья, и даже посторонние лица. В своей работе Хозяйственный совет строго сообразуется со сметой, утвержденной Думой.
Принципы
организации труда и быта в Братстве органично сочетались. Все братчики были разбиты на Семьи (чтобы
отличать их от традиционных семей, мы будем писать их с прописной буквы), или,
другими словами, локальные коммуны, объединенные по профессиональному принципу.
В одной Семье жили как холостые, так и женатые братчики (со своими семьями).
Каждой Семье выделялся отдельный корпус, где
неженатые жили в больших комнатах-общежитиях, а семьям предоставлялись
отдельные комнаты. Каждая Семья имеет общую трапезу, свой локальный детский
сад, выбирает своего «старшину». Отметим, что старшина ведает организацией
общежития; в качестве распорядителя работ мог быть выбран другой братчик. Чтобы
подчеркнуть религиозную направленность Братства, Семьи назывались именами
православных святых. К Николая Чудотворца - учителя; Андрея Первозванного - подготовительный класс к жизни в Братстве (Рождественский хутор); Иоанна Богослова – семьи братчиков, занимающих административные должности при Братстве; св. Александры – прачечная артель; Девы Марии – женская швейная артель. Описанные организационно-правовые принципы в жизни Братства неуклонно соблюдались, хотя не раз были поползновения их изменить. Попыткам ревизии особенно подвергался пункт о распределении доходов поровну. Предлагалось перевести Семьи «на самоокупаемость» с дифференциацией доходов (тогда в России учителя получали в десятки раз больше, чем прачки). Однако Неплюев жестко против этого восставал. Он считал, что в результате такой «перестройки» изменятся целевая направленность Братства, и оно станет работать ради обеспеченной жизни, а не ради Царства Небесного. Отметим, что, помимо членов Братства, в братском хозяйстве работали и наемные рабочие. Однако, они использовались в основном в полевую страду, да и их число не превосходило числа братских рабочих рук. Для наемных рабочих было выстроено общежитие и им выплачивалась заработная плата. Некоторые недруги Братства критиковали Неплюева за то, что тот не создавал для наемных рабочих каких-то особых условий. На это Неплюев отвечал, что Братство любого с распростертыми объятьями примет в свои члены. Но местные крестьяне (а они в основном и составляли контингент наемных рабочих) хотели не братской жизни, а совершенно другого – накопить достояние, «выйти в люди», стать, скажем, кулаком или приказчиком. А потому, как правило, Братство прирастало выпускниками неплюевских школ, в которых ученикам давался огромный нравственный заряд. Хозяйственная история Братства Хозяйственную
историю Крестовоздвиженского Братства можно условно разделить на три периода:
1) с
Первый
период жизни Братства - период
становления хозяйства и братских взаимоотношений. Численно Братство растет,
хотя и не слишком быстро:
Было
ли братское хозяйство эффективным? В
Если
хозяйство развивалась, то в духовном состоянии Братства назревал кризис.
Некоторые из братчиков старались жить за счет других, а другие тяготились
братскими порядками. В частности указывалось на отсутствие свободы, засилие
семьи Неплюевых и «мрачную религиозность» братской жизни. Весной
29
декабря
После
смерти Неплюева хозяйственная деятельность Братства продолжала развиваться. На
Всероссийской сельскохозяйственной выставке
После
революции Братство пыталось приспособиться к новым условиям. Оно переименовало
себя в коммуну, а затем – в артель. Журналист, побывавший в Воздвиженской
коммуне осенью
В
Как видно, несмотря на гонения и тяжелейшие годы революции, Братство в основном сохранило и даже приумножило свое хозяйство. Можно только сокрушаться, что об этом уникальном хозяйственном и культурном феномене можно говорить лишь в прошедшем времени. Заключение Почти полвека существовало Крестовоздвиженское Братство. Срок огромный, если учесть в основном неблагоприятные условия его жизни. В чем же успех этой, по слову Бердяева, «осуществленной утопии»? Думается, что в совмещении казалось бы несовместимого – христианства и социализма. Парадокс в том, что подлинной устойчивостью обладает только религиозный социализм. Чисто атеистический социализм нежизнеспособен, поскольку не дает должных стимулов к труду. Работать на всех, а не на себя одного с рациональной точки зрения невыгодно. Отметим, что советский социализм как раз не был рациональным – он держался на особой «религии» - веры в светлое будущее, коммунизм. Однако, такая «религия» - лишь суррогат, она через короткое по историческим меркам рассыпается, а вслед за ней рушится и порожденный ей общественный строй. Но трудовая мотивация верующих христиан совершенно другая – они трудятся ради Бога, ради Царства Небесного, образ которого, пусть несовершенный, они невольно хотят построить на земле. Этот образ включает в себя братские отношения, которые на хозяйственном уровне оформляются в коллективную собственность. А та, в свою очередь, поддерживает и укрепляет христианскую любовь между людьми. Поэтому внутренняя непротиворечивость и крепость постройки Неплюева представляется несомненной. Однако, общины, подобные Крестовоздвиженскому Братству, вызывают недовольство и прямо-таки ненависть окружающего мира, который живет иначе, в плену безблагодатных трудовых отношений. Такая община становится немым укором миру, а потому мир старается ее разрушить. Это и происходило в реальной жизни Братства. И то, что Братство столь долгое время сопротивлялось, следует отнести к особому, уникальному стечению обстоятельств. Н.Н. Неплюев был человеком исключительной веры, громадной силы воли и огромнейшего ума. Он сумел не только создать в Братстве особый благодатный духовный климат, но и, благодаря своему значительному состоянию, обеспечить экономическую самостоятельность Братства. Кроме того, Неплюеву удалось закрепить юридический статус Братства, так что до революции уничтожить его в приказном порядке не удавалось. И лишь нож коллективизации срезал этот уникальный росток христианского социализма. [1] Историография Крестовоздвиженского Братства довольно бедна. Из дореволюционных работ можно указать на прекрасную статью профессора Киевской ДА В.И. Экземплярского: В.И. Экземплярский. Памяти Николая Николаевича Неплюева//Труды Киевской Духовной Академии. 1908г., N 5 c. 155-169, N 6 с. 281-319, N 8 с. 579-628. Из работ современных авторов можно указать на: Богун Н.А., Ткаченко В.В. Истина Николая Неплюева (Из истории Воздвиженского трудового братства)//Философская и социологическая мысль. Киев., 1991 № 10. – с. 147-167. Хорьков А. Н.Н. Неплюев и Крестовоздвиженское Трудовое Братство // Православная община № 4 (10), 1992. – с. 63-70. Авдасев В.Н. Трудовое Братство Н.Н. Неплюева, его история и наследие. – Сумы: РИО «АС-Медиа», 2003. – 64 с. Гордеева И.А. «Забытые люди». История российского коммунитарного движения. – М.: АИРО-XX, 2003. – с. 56-60. [2] Н.Н. Неплюев. Краткие сведения о Православном Кресто-Воздвиженском Трудовом Братстве. Издание Трудового Братства. Чернигов. 1905. – 80 с. [3] Н.Н. Неплюев. Отчеты блюстителя о религиозно-нравственной жизни братства.//Полное собрание сочинений. Т.V. СПб., 1908. с. 65 [4] Там же, с. 69. [5] Н.Н. Неплюев. Трудовые
братства. Могут ли долее обходиться без них церковь и христианское государство
и как их осуществить. Лейпциг, [6] Там же, с. 7. [7] Там же. [8] Там же с.14. [9] Там же с. 19-24. [10] Краткие сведения о Православном Кресто-Воздвиженском Трудовом Братстве. с 13. [11] Н. Неплюев. Беседы о Трудовом Братстве.// Полное собрание сочинений, Т.IV. с. 185. [12] Н.Н. Неплюев. Отчеты блюстителя о религиозно-нравственной жизни братства. с. 220. [13] Краткие сведения о Православном Кресто-Воздвиженском Трудовом Братстве. с 35. [14] Там же. с. 30-45. [15] Авдасев. с. 17. [16] Богун, Ткаченко. с. 157. [17] Грандов М. Расчищайте путь (путевые размышления) // «Беднота» (ежедневная газета), Москва, № 1341. Среда, 11 октября 1922 – с. 2-3. [18] Грандов Источник: http://www.chri-soc.narod.ru/ | |
Просмотров: 1243 | |
Всего комментариев: 0 | |