MENU
Главная » Статьи » Россия » История России

28.04… Этот день в истории России…

28.04… Этот день в истории России…

 

28.04.1709 - Шведские войска Карла XII двинулись на осаду Полтавы

 Полтавская битва — решающий эпизод Великой Северной войны, состоялась 27 июня (8 июля) 1709. В ней участвовали русская армия Петра I и шведская армия Карла XII. Решительная победа русских привела к перелому в Северной войне в пользу России и положила конец господству Швеции как главной военной силы в Европе.

 После того, как Пётр I отвоевал у Карла XII Ливонию и основал новый город-крепость Санкт-Петербург, Карл принял решение атаковать центральную Россию с захватом Москвы. Неблагоприятные климатические условия помешали в этом Карлу, который повел свою армию на Москву с юга, через Украину. К тому моменту, когда армия Карла подошла к Полтаве, Карл был ранен, потерял треть армии, его тылы были атакованы казаками и калмыками. Сражение Карлом было проиграно, и он бежал в Османскую империю.

 

28.04.1841 - Состоялась свадьба наследника русского престола князя Александра Николаевича и принцессы Гессен-Дармштадской Максимилианой (будущей русской императрицы Марии Александровны) 

Император Александр II. 1818-1881

В своем послании "Государыне великой княгине Александре Федоровне на рождение великого князя Александра Николаевича" Василий Андреевич писал:

Но уж Судьба свой суд об нем сказала;

Уже в ее святилище стоит

Ему испить назначенная чаша.

Что скрыто в ней, того надежда наша

Во тьме земной для нас не разрешит…

Лекции будущему императору читали самые просвещенные люди того времени, такие, как экономист и государственный деятель граф М.М.Сперанский, географ и статистик профессор К.И.Арсеньев, литератор, друг и издатель А.С.Пушкина П.А.Плетнев. 

Великий князь хорошо знал пять европейских языков, получил блестящее военное образование. Еще до вступления на российский престол он занимался государственной деятельностью и выполнял дипломатические поручения своего отца, представляя Россию в Европе.

Завершилось обучение наследника престола его путешествием вместе с наставником В.А.Жуковским по России, во время которого Александр Николаевич встречался с губернаторами городов и дворянством, больше узнал о жизни своих будущих подданных, первым из Романовых посетил Сибирь.

Спустя год цесаревич отправился в Европу знакомиться с королевскими и императорскими домами Старого Света, с государственным и экономическим устройством наиболее развитых стран.

В 1841 году состоялось бракосочетание наследника престола и принцессы Гессенской Максимилианы-Вильгельмины-Августы-Софии-Марии, получившей в православии имя Марии Александровны. 

Со своей будущей супругой Александр Николаевич познакомился в Дармштадте, во время дипломатической поездки по Европе. Принцессе Гессенской было в то время только 14 лет, и для бракосочетания молодые с нетерпением ждали ее совершеннолетия.

В императорских и королевских династиях брак по любви достаточно редок, но супружеский союз Александра Николаевича и Марии Александровны долгое время был счастливым и продолжался 39 лет. У них было восемь детей: Александра, Николай, Александр, Владимир, Алексей, Мария, Сергей и Павел. 

Мария Александровна во всем поддерживала своего мужа. После восшествия императора Александра II на престол круг ее обязанностей изменился: она активно участвовала в организации женского образования в России, содействовала открытию женских гимназий и епархиальных училищ, по ее инициативе было создано общество Красного Креста и несколько благотворительных обществ. Тем не менее, она не забывала и о своих семейных обязанностях, оставаясь любящей и заботливой матерью.

Окончательный разлад в отношениях императорской четы произошел в 1865 году, после смерти наследника престола Николая Александровича, умершего в Ницце от туберкулезного менингита. Мария Александровна была потрясена смертью сына. Ее и без того хрупкое здоровье было окончательно подорвано. Все больше времени императрица проводила на лечении вдали от Петербурга, забирая с собой младших детей.

Отдельный раздел экспозиции был посвящен морганатической супруге императора светлейшей княгине Екатерине Михайловне Юрьевской.

Незадолго до своей трагической кончины Александр II сделал все возможное для признания законных прав своей возлюбленной. В июле 1880 года он обвенчался с ней в Царскосельской походной церкви. В декабре того же года царь издал Именной указ Правительствующему Сенату о вступлении в брак с Е.М.Долгоруковой и о присвоении ей и их внебрачным детям княжеского титула и фамилии "Юрьевские". Особо оговаривались в указе присвоение прав и преимуществ детям императора и княгини Юрьевской Георгию, Ольге и Екатерине.

Восшествие Александра II на российский престол нашло свое отражение в коронационном альбоме, изданном в 1856 году в Париже. Это издание включает в себя хромолитографии известных графиков М.Зичи, В.Тимма и других. Красочные репродукции с документальной точностью передают праздничную атмосферу торжеств в московском Успенском соборе, на Красной площади и т.д.

 Русская армия становится мобильной и хорошо технически оснащенной, военно-морской флот - одним из лучших в мире. Недаром после подхода к берегам Америки российских эскадр Англия и Франция отказались от морской блокады молодых Североамериканских Соединенных Штатов. 

В области внешней политики император Александр II сумел восстановить международный престиж России. Все войны в период его царствования завершались для России победоносно. Вступив на престол, он прекратил кровопролитную Крымскую войну, выиграл русско-турецкую войну 1877 - 1878 гг., освободил болгар от турецкого ига. Участие русской армии в освободительной войне на Балканах было раскрыто в литографиях А.Абрамова и И.Дмитриева-Оренбургского.

Александр II Освободитель присоединил к России территории Бессарабии и Средней Азии, завершил Большую Кавказскую войну.

Действенным фактором международной политики в годы правления царя-освободителя становится русский военно-морской флот. Это подтверждает дружественный визит двух русских эскадр к берегам Америки. На выставке можно было увидеть фотографии участников легендарного тихоокеанского похода, а также модели винтового клипера "Гайдамак" и фрегата "Олаф", входивших в состав эскадры.

Модель храма Воскресения Христова трагически завершился жизненный путь императора. Правительственный вестник сообщил о кончине царя-освободителя, а гравюры А.Бальдингера воссоздали события на Екатерининском канале 1 марта 1881 года.

 

28.04.1919 - Советские войска Фрунзе начали контрнаступление против Колчака

Колчак Александр Васильевич (1871-1920) - российский военный деятель, ученый, писатель. Участник полярных экспедиций 1900-1903 и 1908-1911 гг. Во время русско-японской войны командовал эсминцем и батареей в Порт-Артуре. Участник первой мировой войны. Как командующий Черноморским флотом (с июля 1916 г.) готовил флот для захвата Константинополя весной 1917 г. После Октябрьской революции один из лидеров "Белого движения": установил в Сибири военную диктатуру и принял титул "Верховного правителя Всероссийского правительства" в Омске (ноябрь 1918 г. - декабрь 1919 г.). Зимой 1918 г.- летом 1919 г. организовал наступление для захвата Москвы и низложения Советского правительства, но потерпел поражение. Бежал из Омска в Иркутск. Расстрелян по приговору Иркутского Ревкома, санкционированному большевистским центром.

 

28.04.1955 - Началось строительство космодрома Байконур

Байконур расположен в сердце бескрайних казахских степей, скорее даже в зоне полупустынь. Климатические условия этих мест весьма суровы — жаркое, сухое лето и морозная, малоснежная с сильными ветрами зима. Природа здесь своеобразна: редкая травянистая растительность, быстро выгорающая летом, верблюжья колючка и перекати-поле, весной цветущие тюльпаны и кое-где ирисы, редкие кусты саксаула и казахской «сирени» — вот, пожалуй, весь арсенал растительности этих мест. Иногда на десятки километров тянутся пески, среди которых вдруг полированной гладью проступают ровные и утрамбованные, как асфальт, такыры — высохшие русла рек и озер. И опять солончаковые степи кругом. И только там, где вдруг, среди необозримого простора блеснет пресное озеро, все кругом веселеет: яркая изумрудная зелень, высокие камыши и воздух свежий-свежий. Кажется, что на этой земле нет никакой жизни, но приглядишься и видишь, что ошибся. Черепахи, степные ежи, тушканчики и суслики, фаланги и скорпионы, различные виды ящериц, змей, насекомых и птиц — вот животный мир, населяющий землю вокруг космодрома. И среди этого населения, как сказочные пришельцы из других миров, — огромные стада гордого сайгака, которого спас от истребления человек. Эти дикие бескрайние степи были разбужены грохотом космических стартов. Здесь, как и везде на новых стройках, началось с палаток строителей, а сейчас живет, трудится и растет многотысячный современный город. Когда подлетаешь к Байконуру и смотришь с самолета вниз, то поражает изумительное зрелище: среди голой, пустынной степи вдруг возникает зеленый оазис. Особенно ценишь эту зелень внизу, на земле: ведь в каждый кустик, каждый цветок, каждое деревце вложен труд и забота людей, призванных творить здесь поистине «космические дела». Отсюда, из города, уходят асфальтовые ленты дорог к стартовым комплексам, к месту работы жителей этого удивительного города. Байконур (Байконыр) — так называется географический пункт на карте Казахстана, где на отрогах гор Улутау расположен поселок Байконур, который дал название всемирно известному космодрому. Расстояние от этого поселка до космодрома по прямой равно 800 километрам. В целях маскировки и введения противника в заблуждение на настоящем Байконуре был построен деревянный космодром. Более неудачного места для дезинформации противника, по рассказам очевидцев, нельзя было придумать. Отсутствие транспортных магистралей и воды делают невозможными размещение даже одной стартовой позиции, не говоря уже об огромном комплексе космодрома. Но что привлекает на этом Байконуре, так это огромные красные тюльпаны. Американцы уже в конце пятидесятых годов прекрасно знали истинную дислокацию космодрома, и тайной это было лишь для жителей Советского Союза. Место для настоящего космодрома было выбрано рекогносцировочной комиссией во главе с В.И. Вознюком и главным проектантом Байконура А.А. Ниточкиным в 1954 году. Сейчас можно соглашаться с этим решением, критиковать его, анализировать, но тем не менее место было выбрано там и остальные варианты, а это и Северокавказский и Дальневосточный, были отброшены. Решение это было утверждено и Главным конструктором С.П. Королевым и Государственной комиссией. Сегодняшний Байконур — излучина реки Сыр-Дарьи примерно в половине пути между Казалинском и Джусалами — двумя районными центрами Кзыл-Ордынской области, в районе железнодорожного разъезда Тюра-Там. Правильно или неправильно выбрано место? Из бесед с первопроходцами становится ясно, что большинство, кто прожил там долгое время, делятся на две группы. Одна — ортодоксальная, считает выбор безусловно правильным, аргументируя такими факторами, как: близкое расположение к экватору, что позволяет выводить на геостационарную, солнечно-синхронную и круговые орбиты космические аппараты почти с максимальной полезной массой, т.к. до самой южной точки Советского Союза — Кушки 1100 километров, а расположение космодрома южнее повлекло бы расположение трасс и основных полей падения в Китае или же в густонаселенных пунктах Союза. Таким образом, с точки зрения близости к экватору трассы и полей падения — это место в Казахстане почти оптимально, хотя в последнее десятилетие зоны падения второй ступени быстро осваиваются нефтяниками. Следующий фактор — пригодность для такого комплекса природных условий, таких как климат, гидрология, растительный и животный мир, рельеф, геологическое строение и наличие полезных ископаемых, сейсмология. С точки зрения климата эта, местность в то время была почти оптимальна для стартов, техники и ракет-носителей. Более 300 солнечных дней в году, малое количество осадков, низкая влажность, короткая зима: для "железа" это очень хорошо, а о людях тогда особенно не думали. Но с мужчинами приехали женщины и дети. В начале строительства и в первое десятилетие воды с учетом подземного водозабора вполне хватало, хотя, с точки зрения бактериальных свойств и засоленности вода на космодроме никогда не отвечала требованиям Минздрава. Ну а когда уровень Сыр-Дарьи понизился в несколько раз, ушло Аральское море и за счет этого понизился уровень грунтовых вод, положение с водоснабжением стало катастрофическим и с начала 90-х годов потребление воды пришлось ограничить. Растительный и животный мир особенно агрессивен к космодрому не был, но наличие скорпионов, фаланг, ядовитых змей и каракуртов ни у кого восторга не вызывало. Вокруг космодрома песчано-глинистая пустыня, но если есть вода и желание приложить руки, то можно превратить эти места в цветущий сад. Все, кроме картофеля, дает прекрасный урожай, но требует трудоемкого ухода зимой. Чрезвычайную озабоченность на Байконуре вызывала эпидемиологическая обстановка. Столь симпатичные суслики и тушканчики в этом районе являлись переносчиками чумы и холеры. В близости к космодрому на Аральском море располагался лепрозорий. Но в дальнейшем особо опустошительные набеги совершал гепатит. Большинство населения Ленинска(раннее название Байконура), особенно молодежь и дети, переболели этой неприятной болезнью. Что касается рельефа, геологического строения и сейсмологии то условия вполне приемлемы, хотя при землетрясении в Ташкенте наблюдались толчки в 1-2 балла. Более сложен вопрос полезных ископаемых. В регионе есть нефть, и это в будущем создаст значительные трудности для космодрома. Третий фактор — это наличие развитой инфраструктуры, строительных материалов, жилья, рабочей силы. Жилье и рабочая сила, кроме нескольких юрт и десятка местных жителей-железнодорожников, отсутствовали. Это, с одной стороны, создавало идеальные условия по скрытности строительства, но с другой — приходилось все строить заново, используя труд приезжих солдат, сержантов и офицеров. Инфраструктура была крайне неразвита. Наибольшую проблему представляла энергетика. Системы космодромного хозяйства чрезвычайно энергоемки, а до ближайшего источника электроэнергии — города Кзыл-Орды 270 км, поэтому возникла необходимость в строительстве собственной ТЭЦ, а до тех пор, пока ее первая очередь не была введена в эксплуатацию, использовались энергопоезда. Следующий элемент инфраструктуры — это транспортная сеть. Здесь, к сожалению, проходит одна железнодорожная колея, поэтому появилась необходимость в строительстве дополнительных разъездов и коренной реконструкции железнодорожной станции Тюра-Там, что и было сделано. Кроме того, был построен аэродром первого класса "Крайний", а затем внеклассовый, крупнейший в Союзе аэродром "Юбилейный" — он предназначен и для приема орбитальных кораблей. Ну и, кроме этих проблем, стала проблема строительства жилья. Здесь с самого начала был совершен ряд ошибок, которые сделали проблемным превращение города Ленинска в современный цивилизованный город с современной застройкой. Первое: в городе с первого дня отсутствует система дренажа и система полива. Это поставило город перед угрозой засоления почвы и гибели деревьев при достижении ими 20-летнего возраста, что, к сожалению, и происходит. Лишь только корни доходят до соленого слоя почвы, так происходит гибель дерева. К сожалению, проектанты города пошли по пути многоэтажной застройки города, хотя первые микрорайоны города были одно-трехэтажные. И жить в них в условиях пустынного климата несравнимо комфортнее, и есть возможность отдохнуть от одуряющей жары в ночное время. Многоэтажные же бетонные громады ночью не охлаждаются и обрекают своих обитателей на мучительные ночи; особенно тяжко было в первый период, когда не было кондиционеров. Ну и последнее необходимое условие — это условие минимального нанесения ущерба хозяйству и политическая стабильность. В момент выбора места для космодрома эти условия были идеальны. Он располагался в 1000 километрах от ближайшей границы. Местное население было исключительно дружелюбно, отлично понимая, что космодром принесет в это пустынное место передовую цивилизацию. Офицер с космодрома был дорогим гостем в любой юрте, в любом доме в окрестных поселках. Но все изменилось и было поставлено с ног на голову в конце 80-х годов. Бывшие партократы, повторяя мнение некомпетентных людей о том, что космодром может озолотить местное население, начали разжигать ненависть к испытателям, втолковывать людям, что космодром должен быть казахским. И уже в течение года сорняком поползли негативные всходы. Итак, с начала 1955 года началась эта стройка в пустыне, по масштабам, наверное, сравнимая с крупнейшими стройками нашего неоднозначного века. Работу возглавил один из опытнейших строителей армии полковник Г.М. Шубников. Ответственным за строительство на космодроме был один из руководителей строительного Главка М.Г.Григоренко. Но главные герои стройки — это тысячи неизвестных военных строителей различной национальности. Жили, конечно, они в тяжелейших условиях пустыни: с привозной водой, в наскоро оборудованных землянках. К маю 1957 года все основные элементы инфраструктуры космодрома были готовы к эксплуатации. ЛЕВЫЙ ФЛАНГ Космодром Байконур — это насыщенный новейшей техникой научно-технический комплекс, расположенный в пустынной местности на берегу Сыр-Дарьи в центральной части Кзыл-Ордынской области. Протяженность его границ: с севера на юг — 85 километров; с запада на восток — 125 километров. Общая численность населения в Ленинске и жилых городках колеблется в зависимости от выполняемых задач от 120 до 150 тысяч человек(по данным 1994г.). Помимо полигонных измерительных пунктов (ИПов), к космодрому относятся девять измерительных пунктов (ИПов), расположенных на расстоянии 1500 километров по трассам полета ракет-носителей по территории Казахстана и России, и районы падения отработавших ступеней РН общей площадью 4,8 млн.га, выведенных из обращения. Космодром имеет девять стартовых комплексов с четырнадцатью пусковыми установками для предстартовой подготовки и запуска ракет-носителей с космическими аппаратами или кораблями, тридцать четыре технических комплекса для сборки, испытаний и подготовки к пуску ракет, три заправочные станции. Для обеспечения деятельности основных комплексов космодрома к нему относятся базы падения отработанных ступеней ракет и приземления возвращаемых аппаратов, хранилища ракетно-космической техники и компонентов топлива, комплексы электро-, тепло- и водоснабжения. Протяженность сети шоссейных дорог составляет более 1200 километров, а железных — более 500 километров. Работают два аэродрома, один из которых, "Юбилейный", является внеклассовым и способен принимать как орбитальные корабли, так и самолеты любых классов из любой страны мира. Кроме этого, имеются приемо-передающие центры и узлы проводной связи. Космодром замышлялся и строился как полигон для проведения испытаний ракетно-космической техники и межконтинентальных баллистических ракет, а также для подготовки и осуществления запусков автоматических и пилотируемых кораблей, космических аппаратов различного назначения, орбитальных, межпланетных станций и модулей. Космодром — это потенциал интеллекта и конечный итог работы — многих десятков научно-исследовательских, конструкторских организаций, крупнейших машиностроительных предприятий бывшего Союза. Со дня создания и по сегодняшний день с космодрома проведено более 2000 пусков баллистических ракет и более 950 запусков ракет-носителей с космическими аппаратами, пилотируемыми кораблями и межпланетными станциями различного назначения. В среднем за год с космодрома осуществляется около 40 запусков ракет-носителей с космическими объектами и до 10 пусков межконтинентальных баллистических ракет(по данным на 1994 г.). На расстоянии 70-90 километров на северо-запад от города Ленинска расположены стартовые и технические комплексы ракет-носителей "Циклон", "Протон" и космических аппаратов, которые они выводят на орбиту. Это так называемый "левый фланг" космодрома. ПРАВЫЙ ФЛАНГ "Правый фланг" космодрома расположен на расстоянии 50-60 километров от города Ленинска в направлении на юго-восток. Здесь природа несколько отличается от всего остального региона. Густые кустарники и ярко-красные тюльпаны — характерные приметы этого фланга. Ранней весной степь здесь кишит живностью. Орлы, черепахи, змеи попадаются на каждом километре. Проехав десять километров на машине, встретишь сотни экзотических животных. Ежи пересекают дорогу в метре от колес, поэтому только и следишь, чтобы в пути не обидеть "братьев наших меньших"... Здесь проводились имитации ядерных взрывов. Здесь же были введены в эксплуатацию первые шахтные комплексы ракеты Р-12. Здесь проводилась, да и сейчас, проводится, отработка ракет конструкторского бюро М.К. Янгеля. Здесь же стоит и памятник этому замечательному конструктору. Сейчас на правом фланге расположены два комплекса. Это второй комплекс для "семерки", аналогичный Гагаринскому старту. Он был введен в строй в 60-м году и предназначался для резервирования "двойки". Старт построен с учетом уже имеющегося опыта. Котлован в два раза меньше, чем у Гагаринского старта, монтажно-испытательные корпуса, жилая зона гораздо ближе к старту. Осуществлялись здесь и пилотируемые запуски, но в основном готовились космические аппараты для дальнего космоса: "Венеры", "Марсы", "Фобосы", "Веги" и другие. В десяти километрах южнее этого комплекса располагается комплекс "Зенит". Решение о разработке этого носителя принято в 1976 году, почти одновременно с постановлением правительства о создании многоразовой транспортной космической системы "Энергия-Буран". И это не случайно. Замысел конструкторов состоял в том, чтобы до начала летных испытаний ракеты-носителя (РН) сверхтяжелого класса "Энергия" с уникальным дорогостоящим кораблем "Буран" отработать ее первую ступень (боковые блоки) в составе ракеты среднего класса "Зенит". Поэтому конструктивно первая ступень "Зенита" во многом похожа на блок "Энергия": они имеют практически идентичные маршевые двигатели, в системы и агрегаты заложены общие технические решения и построены они на общей элементной базе. Их проектирование, изготовление и испытания осуществлялись одними и теми же коллективами конструкторов, ученых, производственников и испытателей. ГОРОД БАЙКОНУР В штрихах к портрету космодрома Байконур нельзя не упомянуть город Байконур, занимающий особое место во всей инфраструктуре космодрома. Он расположен в излучине реки Сыр-Дарьи и занимает площадь примерно 40 квадратных километров бывшей голой пустыни, превращенной руками человека в современный город, в недалеком прошлом — зеленый, цветущий оазис. Река Сыр-Дарья служит для города естественной границей с запада и юга. Город является административным и хозяйственным центром космодрома и имеет статус города республиканского подчинения. Ленинск, основанный 5 мая 1955 года, начал развиваться с нынешней западной окраины, где сейчас расположен так называемый "деревянный городок". Там строились, да и сейчас сохранились "деревянные" одноэтажные дома, которые исключительно хорошо подходят для пустынного климата. Во внутренних двориках и домах, увитых виноградом, температура в среднем ниже на 7 - 10 градусов, чем в многоэтажных. Отсюда город начал расти по направлению на северо-восток и в высоту: сначала строились двухэтажные дома, затем трех-, четырех-, шести- и девятиэтажные. Самые неудобные — это девятиэтажные дома, появившиеся в 1985-90 г.г. В результате город значительно вырос: 6 километров на восток и 7 километров на север. Всего в нем около 400 домов в семи микрорайонах. В центре города расположена центральная площадь и находятся административные здания космодрома, вычислительный и информационно-вычислительные центры, гостиница "Центральная" и универмаг. Кроме центральной площади, в городе расположен еще ряд площадей: это площадь С.П. Королева с памятником С.П. Королеву из розового мрамора работы скульптура Файдыш-Карандиевского, площадь в честь 25-летия освоения космодрома, где установлен макет ракеты-носителя "Союз" с космическим аппаратом в натуральную величину(см. фотоальбом). Недалеко от этой площади, на том же проспекте, расположен памятник Ю.А. Гагарину, автор которого — рядовой О.Песоцкий, проходивший службу на космодроме. Рядом с этим памятником находится административное здание Городского совета и Главы администрации города Байконур. Между памятником С.П. Королеву и макетом ракеты-носителя "Союз" находится воздвигнутый летом 1980 года памятник М.К. Янгелю. Замечательным местом города являлся Солдатский парк, расположенный перпендикулярно центральному проспекту, который, к сожалению на данном этапе находится в запустении и парком его можно назвать теперь очень условно. Начинается он с грандиозного монумента "Наука и космос", посвященного экспериментальному полету "Аполлон-Союз", сооруженного и открытого в апреле 1975 года. Этот монумент известен всему миру, как один из символов космодрома Байконур. Далее на полкилометра располагался солдатский парк, где в конце 50-х годов руками солдат и офицеров были посажены тысячи деревьев Байконура. Но в середине 70-х годов весь парк погиб. Причина в том, что город Байконур полностью лишен системы дренажа, и после того, как корни деревьев дошли до засоленных слоев, они все засохли. И в парке, где погибли все деревья, находятся два скорбных монумента и братские могилы тех, кто погиб при испытаниях ракет вместе с Главным маршалом Митрофаном Ивановичем Неделиным 24 октября I960 года. Всего их было более ста человек. Рядом -монумент и братская могила шестерых офицеров и солдат, погибших в ноябре 1963 года, при испытаниях уже другой ракеты. И у этих скорбных монументов ежегодно проходят траурные митинги в память о тех, кто не пожалел и самой жизни ради укрепления нашей обороны. Много еще памятников и стел на улицах города. Всего не перечислить! Это и памятник В.И. Ленину на центральной площади города, открытой в 1970 году, это и монумент "Первопроходцы" на въезде в город со стороны космических площадок, где первопроходцы каждый раз провожают испытателей в неизведанное и встречают после успешного запуска и новой победы в космосе. Это памятник в честь победы в Великой Отечественной войне и памятник первостроителю Байконура генералу Г. Шубникову, открытый 8 мая 1983 года в честь его восьмидесятилетия. Своеобразен байконурский "Арбат" — это пешеходная километровая часть проспекта Королева от площади Ленина до площади Королева, любовно оформленная солдатами по инициативе генерала Ю.А. Жукова в 1989 году под Московский Арбат(см. фотоальбом). На нем установлены такие же вычурные фонари, как и на московском собрате, и масса интересных архитектурных решений по оформлению фонтанов, водопадов, летних кафе, киосков. Это единственное место в городе, где вдоль улицы был прекрасный газон. Город и его сегодняшний день отгорожены от мира забором, пропуск осуществляется через контрольно-пропускные пункты, которые сегодня весьма уместны. Закрытость города в целом, конечно, идет на пользу: по росту преступности Байконур "отстает" от других городов Казахстана и России. Несколько лучше и снабжение, хотя в последнее время преступные группы стремятся любым способом проникнуть в город и "исправить" свое упущение. На Байконуре 13 общеобразовательных школ( 11 русские, 2-казахские). Из этих школ следует выделить первую школу, бывшую школу N 30, выпускники которой составили "второе поколение" испытателей и в настоящее время служат на Байконуре. Эта школа, построенная в конце 50-х годов, оригинальностью своей архитектуры украшает город и создает определенное разнообразие среди одноэтажных домов, построенных по типовым проектам тех лет. И последняя школа - лицей, где открыта республиканская космическая школа. Она, без сомнения, является одной из лучших школ области да, наверное, и республики, как по оборудованию и оформлению специальных классов, так и по составу преподавателей. Здесь проходили азы космической науки представители многих стран мира, в том числе из Соединенных Штатов, Франции и других "космических" держав. Выпускники школ города дают один из самых высоких по стране (бывшему Союзу) процентов по поступлению в высшие учебные заведения. Нельзя не отметить, что в середине 70-х годов Ленинск был одним из самых зеленых городов. В городе пять прекрасных парков, а каждый дом и улица были богаты зелеными насаждениями, правда, не экзотическими, а местными — карагачом, пирамидальным тополем, джидой, песчаной акацией, саксаулом, гребенщиком и другими. Встречались кое-где яблони и сливы. Но в 1989 году город превратился в кладбище умерших деревьев. Это самое страшное зрелище на Байконуре сегодня. Ленинск имеет свой аэропорт под названием Крайний. В период расцвета авиационное сообщение было со многими городами: Москвой, Санкт-Петербургом, Алма-Атой, Харьковом, Ростовом-на-Дону, Кзыл-Ордой. Теперь рейсы стали менее регулярны и в основном на Москву. Кроме того, специальные рейсы соединили его и с другими городами нынешнего содружества, где имелась космическая промышленность. В день, бывало, аэропорт принимал до сотни самолетов. Но в связи с повышением цен на билеты, отсутствием авиационного топлива самолеты стали редкими гостями на космодроме. Один-два рейсовых самолета в неделю и один-два спецрейса. Вот и все воздушные связи на сегодня. Железнодорожная станция на Байконуре по названию Тюра-Там, расположена в одноименном поселке на северо-восточной окраине города. Через нее железнодорожная сеть космодрома связана со всеми пунктами трансазиатской железнодорожной магистрали. Раньше вся дорога от Оренбурга до Ташкента была одноколейная, но на сегодняшний день уже более чем 80 процентов дороги имеет вторую колею. Кроме поездов дальнего следования, которые все останавливаются на этой станции, в распоряжении космодрома имеются прицепные вагоны к нескольким поездам. В городе была построена в 1961 году одна из первых телевизионных башен в Казахстане. С тех пор Байконур имеет свою программу телевидения. Это коммерческий телеканал "Виза-2”. Кроме этого, ретранслируются московские телеканалы и 2 канала Республики Казахстан, также издается своя газета "Байконур”.



Источник: http://www.rossija.info/
Категория: История России | Добавил: Alekca (28.04.2012) W
Просмотров: 2420 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]