MENU
Главная » Статьи » Христианский социализм » Христианский социализм

К новой программе Компартии: христианская поправка

К новой программе Компартии: христианская поправка

 

Александр Молотков

 

  Для множества трезво мыслящих людей, оппозиционно настроенных к нынешнему олигархическому режиму, КПРФ по-прежнему остается единственной политической силой, способной стать ядром и локомотивом национально-патриотической борьбы за реальное возрождение мировой христианской цивилизации и в частности России. Однако есть вещи, которые не позволяют этому множеству сторонников партии полноценно включиться в фарватер ее стратегии, стать не только сторонниками, но соратниками в ее политической борьбе. Люди готовы поддерживать коммунистов как наиболее надежную патриотическую силу, но не видят за ними настоящей социально-исторической альтернативы. Можно, конечно, винить в этом антикоммунистическую деятельность СМИ, но честнее признать за этим собственную идеологическую недостаточность.

 

  Верно обличая антинародную сущность мимикрирующего под патриотизм режима, твердо отрицая тупиковость западно-ориентированных «реформ», коммунисты, тем не менее, до сих пор не предложили обществу собственный образ будущего. Идея коммунизма в ее классическом виде привычно ассоциируется с прошлым, а новых черт исторической актуальности нынешняя теория коммунизма не предлагает. Это особенно заметно в предложенном проекте Программы, в котором достаточно скромный фрагмент о будущем социализма выглядит совершенно невразумительно. Приходится признать это самым слабым местом программы, лишающим ее духа исторического оптимизма и предметности. Ностальгия по советскому прошлому, на которой в основном строилась коммунистическая апологетика последних лет, сама по себе не может выразить будущее – предстоит вновь раскрыть для общества идею социализма в качестве ясной, желанной цели. Будущее может быть только новым и именно это новое в социализме, понятое через преодоление ошибок прошлого, должна бы заявить новая Программа. Только тогда в ней появится позитивная содержательность интересная всему обществу, а не только «узкому кругу» членов партии.

 

  Предложенный проект Программы, конечно, отличается боевым настроем, четкостью поставленных задач и в целом выглядит как адекватный, оперативный ответ на современную политическую конъюнктуру. Тактически это правильно – но этого мало! Необходимо формирование качественно новых тезисов, способных проявить коммунистическое будущее на новом уровне понимания: так, чтобы люди почувствовали не только «ненависть к эксплуататорам» (которой и так хватает), но и оптимистический интерес к новому обществу, желание осуществить его в рамках «общего дела». Если этого нет, если мы просто убрали часть прежних устаревших установок, не предложив ничего взамен, то это ничего не изменит в отношении народа к коммунизму. Притока новых общественных сил не будет, общество по-прежнему останется равнодушным к очередным призывам «реанимации прошлого».

 

  В связи с этим приходиться констатировать: если партия действительно претендует на «объединение всех», «встать во главе» и т.д., то ей в первую очередь предстоит расширить собственные идеологические рамки в соответствии с непростыми вызовами времени. Придется вместить в себя всю(!) социально-патриотическую проблематику мировой христианской цивилизации и современной России, а не ограничиваться категориями столетней давности: «партия трудового народа», «активное вовлечение трудящихся» и т.д.. Ключевой смысл нынешней эпохи не просто в реставрации капитализма, а в принципиальном цивилизационном противостоянии самого существа христианской, и в частности русской, цивилизации, с жидо-буржуазной западно-протестантской, языческой по сути, мировоззренческой матрицей, навязанной обществу вместе с капитализмом. Надо максимально использовать это объективное противоречие нынешнего исторического этапа, задействовав фундаментальные энергии христианского и русского (в России) патриотизма! Здесь находятся поистине неисчерпаемые резервы и общественных «протестных настроений», и народной решимости к государственно-созидательному творчеству.

 

  При этом само подключение к национально-патриотическим энергиям для партии не может быть формальным или условным. Оно означает не просто ориентацию на данную специфику политической ситуации, или тем более попытку спекулировать (играть) на ее болевых точках, а глубокое и подлинное вхождение внутрь этой проблематики, принятие ее как основу своей собственной идеологической стратегии. И как следствие, прямое отражение этой стратегии в программных текстах! Именно тогда народ действительно поверит коммунистам, узнав в их программных целях свои насущные национально-исторические чаяния.

 

  В данном случае партия (как политическая «часть») может рассчитывать на успех и тем более авангардную роль в дальнейшем развитии России лишь в том случае, если ее намерения будут совпадать с исторической стратегией самой христианской и русской (в России) цивилизации борющейся ныне за свое историческое выживание. Если партия сумеет аккумулировать в своих программных планах и активизировать в политической практике неисчерпаемый потенциал этой эпохальной борьбы, то народное признание и политический успех будет ей обеспечен. Если нет – то останется отмирающим реликтом прошлого. И тут не стоит мелочиться, выторговывая у истории неприкосновенность той или иной догматической формулы: нынешний цивилизационный кризис в мире и в России и исторический кризис коммунизма это абсолютно взаимосвязанные вещи, поэтому и выход из кризиса возможен лишь в едином национально-идеологическом решении – в дальнейшей конвергенции собственно христианских национально-исторических идеалов и идеалов коммунизма. Вопросам «об идеалах» и следует обратить особое внимание новой Программы, именно здесь возможна формально незначительная, но принципиальная корректировка некоторых основ теории коммунизма, способная придать ему более глубокое, органичное для мировой и русской истории понимание, вплотную приблизив саму теорию к задачам сегодняшнего дня.

 

  Одной из важнейших реалий нашего времени является не просто экспансия капитализма, но одновременное «восстание из пепла» идеологического ядра христианской (для всего мира и России) и христианско-русской (для России) цивилизации духовно определяемого Христианством. Последнее, несомненно, противоречит и противостоит капитализму – христианство и мамона несовместимы как системы ценностей – и в этой ситуации коммунисты оказываются объективными союзниками христиан в деле отстаивания правды как христианской мировой цивилизации так и Святой Руси, как неотъемлемой части мировой христианской цивилизации. Надо признать данный факт как принципиальное историческое обстоятельство, требующее не просто учета в политической тактике, а прямого согласования идеологических позиций на основе общих задач общемирового и русского спасения. Это новая идеологическая реальность, требующая адекватного понимания с обеих сторон. Христиане и коммунисты оказываются ныне объективными союзниками по самым ключевым национальным, цивилизационным и политическим вопросам. Пора принять эту данность и делать из нее соответствующие идеологические, политические и стратегические выводы.

 

  То, что церковь в лице некоторых своих представителей зачастую выступает рупором антисоветизма не следует считать непреодолимым препятствием для диалога. По большей части это внешнее проявление политической и исторической близорукости, поддержанное активным стравливанием СМИ двух наиболее опасных для власти противников. Не стоит придавать подобным заявлениям фундаментального характера, их делают в основном те, кто вполне уютно устроился под крылом нынешней власти, и кого данное положение вполне устраивает. Но это далеко не вся церковь! Внутреннее самосознание церкви глубоко оппозиционно нынешней действительности, ясно видит ее антихристианский, анти-национальный (в рамках всей планеты), антирусский (для России), антинародный характер и лишь не имеет общественно-политической формы, чтобы высказать свое отрицание нынешнего политического курса. В этих условиях именно коммунисты оказываются потенциальными политическими союзниками «церкви воинствующей», именно они, как ни странно это звучит, могут стать выразителями некоторых ее принципиальных духовно-патриотических требований. Стоит ли в этой ситуации продолжать конфронтацию, упираясь в болезненные противоречия прошлого? Не пора ли обратиться к настоящему и увидеть нынешнюю задачу по спасению и возрождению христианской мировой цивилизации и России (одного из важнейшего звена христианской мировой цивилизации) как общую – единую для всех истинных христиан и коммунистов? Проблема церковного восприятия данной перспективы это отдельный (внутренний) вопрос церкви. Задача же коммунистов именно со своей стороны, как минимум – понять объективность данных политических реалий, и как максимум – скорректировать собственные идеологические позиции для открытого политического сближения.

 

  Ведь, самого по себе «объективного патриотического единства» мало. Чтобы его раскрыть в политической практике нужно определенное идеологическое взаимопонимание, иначе никакое совместное действие невозможно. Это и поднимает вопрос о включение в программные документы партии соответствующих поправок, признающих «религиозные» ошибки прошлого и «христианское» понимание настоящего. Это не просто, никто не спорит. Но это необходимо вместить в новое коммунистическое сознание, иначе коммунистическая идея обречена остаться в обозе уходящего прошлого. Это то незначительное, но действительно новое в программе и образе партии, что может стать свидетельством ее подлинного преображения и идеологического омоложения, отражением ее готовности к новому гуманистическому этапу коммунистического строительства и возрождения России. На этом пути – качественно новые перспективы.

 

  Христианство и коммунизм не являются антагонистическими формами мировой и русской идеологии как это усиленно пытаются представить либеральные СМИ, некоторые «упертые» коммунисты и часть не желающих ответственно мыслить священнослужителей. Пора начинать мыслить глубже, оптимистичней, творчески – как того требует неординарный кризис христианской мировой и русской цивилизации. Именно на нашем этапе истории новое понимание отношений коммунизма и христианства возможно и необходимо. Сам факт, что два этих полюса мирового и русского мировоззрения воплотились в мировой и русской истории в качестве государственной идеологии, свидетельствует, что между ними есть нечто общее. Наша задача и состоит в том, чтобы осознать это общее, понять цивилизационный смысл данного факта и принять его за основу национальной стратегии XXI века. Только тогда мировая и русская история вновь обретет подлинную целостность, органичность и перспективу.

 

  Если вернуться к тексту новой программы, то в нее следует включить особый идеологический раздел, где честно оговорить новые идеологические позиции КПРФ по отношению к христианству и русской цивилизации вообще, обозначив преемственность новых идеологических приоритетов не только к советской эпохе, но и ко всей русской национально-государственной традиции, определяемой в первую очередь христианством. Думается, в этом не будет предательства «интересов трудового народа» и других основополагающих идеалов коммунизма, но вполне может пониматься как их дальнейшее раскрытие в опыте национальной истории. От этих вопросов в любом случае не уйти. Более того, в них заложен ценнейший смысл, способный принципиально обновить общее отношение к коммунизму. Сами духовно-исторические истоки коммунизма уходят глубоко в христианство, надо, в конце концов, не побояться это понять и признать. Всемерная опора (или хотя бы ссылки) на эти истоки лишь обогатит теорию коммунизма, раскроет для людей ее сокровенное, подлинно гуманистическое содержание.

 

  При этом никто в данном случае не требует от каждого коммуниста веры в Бога или отказа от принципов атеизма, если они так уж близки его миропониманию. Но если мы говорим о задаче национально-патриотического единства, о возрождении России и всей мировой христианской цивилизации, то учесть объективность наличия в русском и мировом самосознании сильнейшей, утвержденной веками, христианской составляющей представляется совершенно необходимым. Церковь несмотря на почти вековой период гонений и преследований подтвердила свою тысячелетнюю непоколебимость в отстаивании христианской правды в мировой и русской истории, и наша задача признать этот факт как исключительный феномен мирового христианского и русского самосознания, без которого никакое подлинное строительство будущего мировой цивилизации и России невозможно. Если быть реалистами и стремится к утверждению России как великой цивилизации придется принять этот факт в качестве одной из важнейших опор новой коммунистической стратегии.

 

  Конечно, даже незначительная идеологическая переориентация партии – дело нешуточное, и она не может произойти вдруг. Но обозначить направление этой ориентации в качестве нового потенциала развития, представляется в настоящее время возможным и необходимым, как с точки зрения теории социализма, так и в плане расширения спектра политических союзников.

 

  В связи со всем вышесказанным минимальная «христианская поправка» к новой Программе партии могла бы выглядеть так:

 

 «Партия признает христианскую первооснову национального самосознания сформированную в народе христианской церковью и считает, что именно эта основа явилась одной из важнейших предпосылок принятия народами мира и русским народом идей социализма и коммунизма в качестве реального пути к осуществлению на земле социальной правды. Идея коммунизма как справедливого, свободного, высокоразвитого, совершенного общества в своих высоких целях не противоречит христианству, но наоборот, включает в себя многие его надежды, являясь по существу задачей осуществления на социально-общественном уровне его важнейших  истин. В связи с этим коммунисты и христиане являются объективными союзниками  в стремлении к построению социально-справедливого, духовно-просветленного общества, в отрицании духа наживы, индивидуализма и потребительства современного капитализма, ведущего человеческую цивилизацию в тупик.

 

  Партия признает глубоко ошибочными религиозные гонения начала XX века, притеснения верующих в 60-х годах, и впредь готова к открытому партнерскому сотрудничеству с Католической и Православной церковью и другими христианскими и традиционными конфессиями на планете и в частности России, в деле укрепления духовно-нравственной чистоты мирового и российского общества, с целью построения подлинно гуманистического, обновленного социализма. Будущее мировой цивилизации и России – в единстве духовно-просветленной идеологии, национально-ориентированной политики и высокоразвитой социалистической экономики!»

  И если Коммунистическая партия примет такую поправку к своей программе, то это даст новые силы в борьбе за построение справедливого общества на все планете, и в России в частности. И учитывая мировое влияние России, ее сильнейшее морально- христианское мировоззрение, ее духовный потенциал, Россия займет в этой борьбе авангардное место и получит статус победителя в будущем христианско-социалистическом мировом сообществе.



Источник: http://www.chri-soc.narod.ru/
Категория: Христианский социализм | Добавил: Alekca (31.03.2012) | Автор: Александр Молотков W
Просмотров: 637 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]